Вот одна реплика уважаемой Таше натолкнула меня на мысль поговорить об этом идеале человеческого общижития. Возможно ли существования такого места? Хорошее ли оно или может быть наоборот? Что мешает его осуществлению? Надеюсь дорогая Таша подключится к этому разговору и процитирует Рабле, а я же прошу подумать над таким фактом - реальная Телемская обитель была создана Алистером Кроули, человеком с очень противоречивой репутацией.
Про Телемскую обитель
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться22007-09-15 19:59:39
Уважаемый Ильгиз.
Рада, что моя реплика о Телемской обители Вас заинтересовала.
Надеюсь, что это покажется интересным и остальным.
Вот текст.
ТЕЛЕМСКАЯ ОБИТЕЛЬ:
Вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению. Вставали они, когда вздумается, пили, ели, трудились, спали, когда заблагорассудится; никто не будил их, никто не неволил их пить, есть или ещё что-либо делать…. Их устав состоял только из одного правила: ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ, ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещённых, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовётся у них честью. Но когда тех же самых людей давят и гнетут подлое насилие и принуждение, они обращают благородный свой пыл, с которым они добровольно устремлялись к добродетели, на то, чтобы сбросить с себя и свергнуть ярмо рабства, ибо нас искони влечёт к запретному и мы жаждем того, в чём нам отказано.
Благодаря свободе у телемитов возникло похвальное стремление делать всем то, чего, по-видимому, хотелось кому-нибудь одному. Если кто-нибудь из мужчин или женщин предлагал: «Выпьем!», − то выпивали все; если кто-нибудь предлагал: «Сыграем!», – то играли все; если кто-нибудь предлагал: «Пойдёмте порезвимся в поле», – то шли все. …
Все это были люди весьма сведущие, среди них не оказалось ни одного мужчины и ни одной женщины, которые не умели бы читать, писать, играть на музыкальных инструментах, говорить на пяти или шести языках и на каждом из них сочинять и стихи, и прозу. Нигде, кроме Телемской обители, не было столь отважных и учтивых кавалеров, столь неутомимых в ходьбе и искусных в верховой езде, столь сильных, подвижных, столь искусно владевших любым родом оружия; нигде, кроме Телемской обители, не было столь нарядных и столь изящных, всегда весёлых дам, отменных рукодельниц, отменных мастериц по части шитья, охотниц до всяких почтенных и неподневольных женских занятий.
Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
М. «Правда» 1981 стр.112 – 113
Но я прошу обратить внимание на следующие обстоятельства:
1) Телемская обитель создавалась как противоположность существующим монастырям. Так сказать в качестве "протестного голосования"
2) Была крайне затратным учреждением и существовала исключительно на средства спонсора - богатейшего владетельного феодала Гаргантюа.
3) Все прелести жизни в обители не распространялись на обширный штат прислуги и ремесленников, снабжавших телемитов всем необходимым для их высокодуховной и высокоинтеллектуальной жизни.
4) Пребывание в Телемской обители было временным - до замужества или женитьбы.
В определённой степени Телемскую обитель можно рассматривать как некое убежище, в котором молодые люди скрываются от страшной реальной жизни. Чтобы потом было о чём вспоминать без стыда и неловкости.
Поделиться32007-09-15 20:09:33
Вставали они, когда вздумается, пили, ели, трудились, спали, когда заблагорассудится; никто не будил их, никто не неволил их пить, есть или ещё что-либо делать….
Это мне определенно нравится...
А вот в это
Благодаря свободе у телемитов возникло похвальное стремление делать всем то, чего, по-видимому, хотелось кому-нибудь одному. Если кто-нибудь из мужчин или женщин предлагал: «Выпьем!», − то выпивали все; если кто-нибудь предлагал: «Сыграем!», – то играли все; если кто-нибудь предлагал: «Пойдёмте порезвимся в поле», – то шли все. …
я не очень верю... И не уверена, что мне бы это понравилось. Человеку необходимо уединение, да ведь и интересы у людей не могут быть одинаковыми...
Все прелести жизни в обители не распространялись на обширный штат прислуги и ремесленников, снабжавших телемитов всем необходимым для их высокодуховной и высокоинтеллектуальной жизни.
Ну да, что-то в этом роде можно было заподозрить... Утопии для всех не существует а природе.
Поделиться42007-09-15 20:12:30
Мне тут интересна мысль, что если дать человеку возможность делать все что он хочет, то он будет делать только хорошее и доброе! Это потом ещё позже у Руссо будет... Так ли это? И вот ещё:
Все прелести жизни в обители не распространялись на обширный штат прислуги и ремесленников, снабжавших телемитов всем необходимым для их высокодуховной и высокоинтеллектуальной жизни.
Это только на первый взгляд странно. Тут совсем другое понимания понятия "благородства", чем в наших школьных учебниках!
Поделиться52007-09-15 20:20:48
"Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества" (с)
Каждая утопия и антиутопия характеризуют прежде всего своего создателя, а, в конечном счёте, общество породившее именно такие представления о социальных рае и аде.
В этом плане, кстати, есть примечательное место в "Понедельнике..." Стругацких о путешествии на машине времени в выдуманное будущее. Блестящая издёвка над устаревшей фантастикой.
Сравнивать идеальные миры Ефремова "Туманность Андромеды", Стругацких "Полдень", Гуревича "Мы из Солнечной системы" и др. в самом деле очень интересно.
Но это кажется отклонение от темы.
Поделиться62007-09-15 20:22:56
Но это кажется отклонение от темы.
Не думаю, что это будет отклонением... Особенно учитывая лозунг на воротах Телема!
Поделиться72007-09-15 20:34:37
Не думаю, что это будет отклонением... Особенно учитывая лозунг на воротах Телема!
Но мы же уже не в Монастыре.
Поделиться82007-09-15 20:35:11
Но мы же уже не в Монастыре.
Тем более!
Поделиться92007-09-17 23:56:11
Не люблю Рабле и вообще всегда беспокоюсь, когда чёт связанное с телесным низом (с), вербализуют. Т.е. если какая-то эротическая пошлость - нормально воспринимаю и сама люблю, а как прочту шутку даже про испражнения, меня прямо подташнивает... Может, за исключением античных каких-то вариантов, типа Аристофана. Счас многие так Сорокина воспринимают, как вот Рабле меня отталкивал. Из Гаргантюа нифига кроме пропитанных извиняюсь стелек и цыпленка в качестве ммм пипифакса не помню, и про Обитель ТОЖЕ не помню ни словечка.
Из антиутопий мне почему-то нра "Дивный новый мир" О. Хаксли... даже при опр. условиях (ну статуса А-Б, если правильно помню) соглашусь жить там, возможно... : =))) такая добрая и уютная антиутопия...
Отредактировано fleur (2007-09-17 23:59:00)